Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Феодосия (часть вторая).

От турецкого времени в Феодосии осталось не так уж и много - например, мечеть Муфти-Джами (1623-1639гг, вполне типовая для того времени).
Отсюда путь мой лежал в караимскую слободу, сохранившую от былых времен разве что крайне нерегулярную планировку улиц да пару зданий турецкого времени (бань, по-моему).
Далее на пути попалась еще одна генуэзская башня (т.н. "Круглая"), от которой открылся уже вполне внятный вид на Генуэзскую цитадель и т.н. Карантин.

Генуэзская цитадель (1340-1352гг), от которой сохранился участок стены с двумя башнями (Криско и Климента IV), расположена на невысоком холме. У его подножия располагается район, называемый Карантином - в силу того, что в свое здесь проходили карантин все прибывающие в Кафу.
На небольшой территории Карантина находятся 4 храма XIV века, один из которых (бывшая армянская церковь Иоанна Предтечи) сейчас действует. Интерьер церкви впечатляет: хотя здесь и не осталось росписей, зато в алтарной части можно рассмотреть каменные рельефы с изображением евхаристии, а также святых Иоанна Предтечи и Николая.
Однако, самый интересный объект Феодосии, безусловно - бывший греческий храм Св. Дмитрия (по другим данным, Св. Стефана), также относящийся к XIV веку и сохранивший росписи того же времени. По утверждению всех местных экскурсоводов, это, несомненно, Феофан Грек - который, действительно, расписывал в это время какую-то церковь в Кафе, но ни одна из купленных мною более или менее научных книг авторство Феофана в данном случае не подтвердила (иногда только говорят о художниках "круга Феофана Грека").

С посещением этой церкви возникли определенные трудности: попытка договориться по телефону заранее окончилась ничем. В итоге, решила попытать счастья на месте и озадачила просьбой открыть Дмитриевский храм смотрителя церкви Иоанна Предтечи. Смотритель долго отнекивался, говорил, что ключ в сейфе, потом, что ключ унесли, сейчас принесут, подождите и т.д. и т.п. - короче, делал все, чтобы отделаться от меня и еще пары примкнувших любителей древностей. Но, как говорится, не на тех напал :) - мы оказались настойчивей, и в итоге на импровизированную экскурсию отправилась группа человек в 15.

Сохранность фресок церкви Св. Дмитрия, конечно, оставляет желать лучшего, да и света было маловато (искусственного освещения там нет, а день выдался не то чтобы солнечный), однако алтарная композиция при наличии определенных знаний и навыков вполне читаема. Те детали фресок, что смогла рассмотреть, моей уверенности в авторстве Феофана Грека не укрепили - линии здесь более мягкие и краски спокойней, чем в росписях той же церкви Спаса на Ильине в Великом Новгороде (где авторство Феофана доказано). Хотя, я, конечно, ни разу не специалист и легко могу ошибаться.

Напоследок расщедрившийся смотритель (почти что наш Петр :) открыл нам еще один храм - армянскую церковь Иоанна Богослова, которая отличается от других храмов Карантина наличием огороженного внутреннего дворика, вмурованными в стены крестами-хачкарами и наличием какой-то ниши в стене (возможно, крестильни - такая же есть в храме Св. Саркиса).

Поблагодарив смотрителя, покинула Карантин с чувством глубокого удовлетворения и выполненного долга :) - собственно, когда выбирала между Керчью и Феодосией, последнюю предпочла именно из-за храмов
Карантина, оттого не попасть в них было бы крайне обидно.

На этом моя программа была практически выполнена. На обратном пути осталось заглянуть ненадолго во Введенскую церковь - самую старую в Феодосии (VIIIвек), но по ней этого не скажешь - перестройка XIX века сильно исказила первоначальный облик храма и скрыла всю старину.

Неподалеку от Феодосии, кстати, есть несколько мест, заслуживающих отдельного посещения и разговора (например, интереснейший армянский монастырь Суб-Хач или Коктебель), но, побоявшись выходного дня и скорого заката, в этот раз решила ограничиться уже увиденным. В итоге у меня осталось еще достаточно времени на подарки, обед и полюбившиеся дегустационные залы, бесцельное блуждание по набережной и наблюдение за небольшим штормом на море. Оказалось, этим можно заниматься довольно долго, не сильно при этом скучая.


Генуэзская цитадель с башнями и церковь Иоанна Предтечи (все XIVв).



Бывшая караимская слобода хоть и сохранила не так много старины, но выглядит местами очень живописно.


Каменные рельефы Предтеченской церкви (как получилось - пользоваться вспышкой не могла).


Армянская церковь Иоанна Богослова (также XIVв), у которой даже есть нечто наподобие клуатра (внутреннего двора).


Та самая церковь Св. Дмитрия, где мы смотрели фрески. Рядом еще один армянский фонтан - 1491 года постройки.


Я фрески не фотографировала, а это самое приемлемое из того, что удалось найти в сети (отсюда: http://feo.allcrimea.net/photo/1224584608/).


Еще одна церковь Карантина - Св. Георгия пока закрыта и необихожена.


Мечеть Муфти-Джами (XVIIв).


Такие типичные южные усадьбы пока еще попадаются на улицах города довольно часто.
Tags: Крым, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments