Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Феодосия (часть первая).

Всегда считала, что в несезон курорты выглядят значительно привлекательнее - и именно в это время следует посещать те из них, что представляют туристический интерес. Недавняя поездка в Феодосию стала лишним тому подтверждением. Январь в Крыму, думаю, бывает разный, но мне, можно сказать, повезло: было около 10 градусов тепла, временами даже светило солнце.

Прибыв в Феодосию, первым делом отправилась в музей древностей, поскольку там был короткий день, на следующий день в честь Рождества ничего вообще не работало, а не увидеть один из старейших в стране музеев было бы крайне обидно. Экспозиция там небольшая - за оставшийся до закрытия час я вполне с ней управилась. Отдел археологии оказался действительно интересным, также как и небольшой зал, посвященной местной караимской слободе, остальное пропустила без особых сожалений.
В этот же день нужно было успеть в галерею И. Айвазовского, которая занимает 2 здания (собственный дом художника и дом его сестры) и требует куда большего времени для осмотра. Здесь помимо всем известных морских сюжетов можно увидеть любопытные картины-иконы, написанные Айвазовским (армянином по происхождению) для армянской церкви Святого Саркиса, а также небольшой зал с темперными пейзажами
Максимилиана Волошина.

Закончив с музеями, пошла прогуляться по набережной, вдоль которой расположено несколько отличных вилл эпохи модерна, большинство из которых ныне занимают санатории. Кстати, железная дорога в Феодосии также идет вдоль морского побережья, что, конечно, делает вид из окна поезда значительно приятней, но отдых на пляже при этом, должно быть, связан с определенными неудобствами.
На набережной находится множество так называемых дегустационных залов, где продают только кофе и местные вина в разлив, так что, дойдя до последней в череде вилл - дачи Стамболи, можно неплохо надегустироваться :)


Дача Стамболи.



Дача "Милос" (нач. ХХв).


Дача "Виктория" (нач. ХХв).


Галерея И.Айвазовского и памятник художнику перед ним.


Чудесные атланты на здании нач. XX века.


Следующий день был посвящен более отдаленному прошлому Феодосии, которая, кстати, входит в число древнейших городов мира. Правда, от греков, основавших здесь свою колонию в середине VI века до н.э., не осталось ничего кроме экспонатов в музее древностей, но дальнейшая история города оказалась не менее бурной - и ее следы встречаются здесь почти на каждом шагу.
Начала с остатков Генуэзской крепости Кафа, возведенной в 1340-х годах, - башни Константина, что неподалеку от центральной площади города. Рядом стоит фонтан Айвазовского, построенный на средства художника в XIX веке. Далее по бульвару, одна сторона которого - застройка XIX-ХХ веков, другая - частные дома и ров с каменными мостиками аж XVI века, дошла до наглухо закрытой армянской церкви архангелов Михаила и Гавриила (1408г), по архитектуре нечто среднее между Византией и романским стилем (генуэзцы, однако).

Еще одна древняя армянская церковь (Св. Георгия, XVв) стоит несколько в стороне от бульвара. Поднявшись на холм, обнаружила, что храм, который неплохо выглядит с некоторого расстояния, совершенно запущен, а внутри находиться не только неприятно (из-за мусора и размалеванных стен), но и небезопасно по причине угрожающе сползавших с полуразрушенных сводов каменных глыб.



Башня Константина (кон. XIV- нач.XVвв) была частью генуэзских укреплений.


В фонтан Айвазовского (1888г) подавалась вода из источника Субаш.


Армянский храм Святых Михаила и Гавриила очень итальянский по архитектуре.


Церковь Св. Георгия (ХVв) была сильно перестроена в XIX веке (барабан и купол оттуда), а апсида слева ложная - это монолитный контрфорс, предотвращающий сползание храма с холма.


Вернувшись на бульвар, взобралась на холм Митридат, где мимо каких-то невнятных развалин тех же генуэзскх башен, вышла к армянскому фонтану ХVI века, а далее к одному из самых интересных объектов Феодосии - армянской церкви Святого Саркиса (Сергия) нач. XIV века. Церковь, слава Богу, оказалась открыта для осмотра. По армянской традиции внутри и снаружи в стены вмурованы т.н. хачкары - закладные кресты в память об умерших, причем есть здесь кресты старше самой церкви (возможно, взяты из предыдущих стоявших на этом месте храмов). На церковной территории расположены могилы И.
Айвазовского (крещенного в этом же храме) и его жены.


Армянский фонтан XVIв был частью городской системы водоснабжения.



Так выглядит церковь Св. Сергия снаружи.


А так - изнутри.


Это хачкары - они все разные, повторяться было у армянских мастеров не в традиции.


Могила И. Айвазовского у церкви Св. Сергия.
Tags: Крым, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments