Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Гатчина и не только.

В Гатчину , как и во всякий дворцово-парковый комплекс, лучше приезжать летом или ранней осенью - парк здесь большой и красивый, хоть и несколько запущенный, поскольку расположен вне музейной территории.

Гатчинский дворец, построенный в 1766 году архитектором Ринальди еще для предыдущего владельца имения Григория Орлова и перестроенный при Павле I, тоже довольно интересен. Он очень большой, по бокам замкнут двумя обширными каре - в целом здесь около 200 помещений, но для посещения открыты не больше 20. Дело в том, что гатчинский дворец, который служил Павлу летней резиденцией все 13 лет его "наследничества", по печальному примеру многих пригородов Санкт-Петербурга сильно пострадал в годы войны, а восстанавливался чуть ли не в последнюю очередь. Сейчас можно посмотреть также что-то из еще не восстановленных интерьеров - и честно говоря, это кошмар. Как представишь, что после войны и Петергоф, и Царское село, и Павловск находились в таком же состоянии, к немцам начинаешь относиться заметно прохладнее.


Гатчинский дворец не облицован весьма приятным для глаза пудостским известняком, добывавшимся неподалеку.



Правое каре Гатчинского дворца.


Белый зал - самое большое помещение дворца. На паркете рисунок, характерный для Ринальди.


А это невосстановленная Чесменская галерея - что называется, почувствуйте разницу.


От дворца до паркового Серебряного озера прорыт небольшой подземный ход с гротом Эхо. Сюда непременно водят все туристические группы, поскольку название гроту дано не просто так - аттракцион, конечно,
немного детский, но выкрикиваемые народом глупости местное эхо повторяет вполне добросовестно.

За дворцом есть т.н. Собственный садик - небольшой регулярный парк со скульптурой и кладбищем домашних животных царской семьи. Хоронить умерших животных здесь начали при Александре III, который вслед за Павлом очень любил Гатчину и жил здесь с семьей подолгу.

Дворцовый гатчинский парк очень обширен - он окружает по периметру 2 немаленьких озера, а также переходит на острова. 2 самых интересных объекта здесь - это т.н. Березовый домик, внешне сильно напоминающий поленницу березовых дров, а внутри совершенно роскошно отделанный зеркалами, тканями, украшен настенными росписями и совершенно дивным паркетом. Домик этот построен был в конце XVIII века по указанию второй супруги Павла Марии Федоровны, но, к сожалению, был утрачен и восстановлен уже наше время.

На противоположном от дворца берегу Белого озера на небольшой мысу у самой воды стоит павильон Венеры, выстроенный по образцу павильона в имении принца Конде Шантийи, которое Павел и Мария Федоровна посещали во время своего большого путешествия по Европе. Снаружи сооружение малопримечательное, но внутри поразительное - с трех сторон павильон окружен водой и три огромных окна во всю стену смотрят на озеро. Интерьер также довольно симпатичный - классический во вкусе Марии Федоровны: с неизменно хорошим паркетом и огромным расписным плафоном.

Кроме того, в парке есть пара обелисков (один из которых - Чесменский - остался, как понятно из названия, от первого владельца Гатчины Григория Орлова), сильно попорченный всякими гафитти т.н. павильон Орла, романтичного вида мостики и т.п.



Тот самый забавный грот "Эхо".


Собственный сад у стен дворца.


Березовый домик в парке.


Павильон Венеры (1791-1793гг) неказист снаружи, но совершенно восхитителен внутри - уж и не знаю, как он пережил войну, но сейчас выглядит великолепно.


Павильон Орла не имеет отношения к Орлову, а построен, как и большинство парковых затей Гатчины, архитектором Бренной в 1790-е гг.


Это участок порядком заросшего водного лабиринта - парковой забавы XVIII века. За мостиком как раз виден немного павильон Венеры.


Покинув парк, добралась до торжественной площади Коннетабля с величественным обелиском, также подсмотренным Павлом у принца Конде. Хотя время уже поджимало, невозможно было покинуть Гатчину, не посмотрев еще одно совершенно уникальное сооружение - т.н. Приоратский дворец, построенный в 1798 году замечательным архитектором классицизма Николаем Львовым для приора Мальтийского ордена (как известно, Павел был магистром этого ордена). Дворец землебитный - чуть ли не единственная в мире постройка из такого материала - утрамбованной обычной глины, укрепленной слоями известкового раствора.


Приоратский дворец (1798г).



Его интерьеры с интересными кессонными потолками.


И фрагмент раскрытой кладки.


Вот на этом гатчинскую программу точно можно было считать выполненной.

Но день этим не завершился. Вернувшись в Питер, успела на пару часов заглянуть в Эрмитаж, где все это время провела в тридцати итальянских залах. Собрание итальянцев, лишний раз убедилась, здесь впечатляющее, причем не только по меркам России. Есть даже одна (неоконченная, правда) скульптура Микеланджело - единственная в России.
Напоследок осталась "Аида" в Мариинке, добравшись до которой, честно говоря, почувствовала сначала сильное облегчение, а потом почти непреодолимое желание заснуть, которое, впрочем, удалось успешно побороть благодаря весьма добротному исполнению оперы.
Tags: Ленинградская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments