Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Москва: Замоскворечье.

Утомившись изрядно от описания чудес Италии (и утомив, подозреваю, стойких читателей этого блога), отдохну немного на своем городе.

Два апрельских воскресенья ввиду хорошей погоды провела в хождении по Москве. Начну с последнего похода по Замоскворечью, который случился в пасхальный праздник, оттого удалось посетить многие церкви, хотя, к сожалению, не все намеченные. Так уж вышло, что Замоскворечье известно, прежде всего, церквями и немного усадьбами. Не Рим, конечно, но ниже обилие церквей гарантировано.

Начала я, правда, с похода на Болотную площадь, дабы рассмотреть повнимательней нашумевший в свое время памятник Шемякина "Детям - жертвам пороков взрослых". Но рассматривать также пришлось еще и на редкость уродливую картину, которую нынче представляет из себя Кадашевская набережная (давно здесь не была, однако). Не люблю вечный плач по Москве, "которую мы потеряли", но здесь и мне стало не по себе: мерзотно-пастельные новоделы и строительные сетки на фоне ужасающих железных деревьев, увешанных замками от брачующихся, и приторно-гнусных мосточков дугой впечатление оставляют претягостное - по мне так любая живая провинциальная запущенность лучше этой лощеной безвкусицы. Даже интересно стало, кто все это спроектировал - просто апогея быдляцкого вкуса достиг человек.



Те самые шемякинские дети - жертвы пороков взрослых (пороки один уродливей другого окружают мирно играющих детей зловещим кольцом).


Поспешила вернуться на Большую Ордынку и отправилась в Черниговский переулок смотреть на две старых церкви: одну - церковь Иоанна Предтечи под Бором - еще 1514 года постройки, архитектор - тот самый итальянец Алевиз Новый, что строил Кремль вместе с Аристотелем Фиораванти, а после отметился еще в нескольких постройках в Москве и, возможно, не только в ней. Церковь эта, впрочем, была перестроена в XVII веке, а в XVIII веке ей добавили колокольню и трапезную - так что от древнего храма там только основной объем остался.
Напротив стоит пятиглавый храм 1675 года Михаила и Федора Черниговских Чудотворцев. Обе оказались закрыты совершенно безнадежно - а жаль, очень хотелось внутрь попасть. Зайти удалось только в расположенную чуть дальше по Ордынке классицистическую церковь-ротонду Всех Скорбящих Радость, у которой, что необычно, сначала В.Баженов построил звонницу и трапезную (1781-1791гг), а в 1834-36гг О.Бове пристроил чудную алтарную ротонду.

По пути также заглянула в Кадашевский переулок, где стоит один из известнейших храмов в стиле московского (оно же - нарышкинское) барокко - церковь Воскресения в Кадашах (1687г). Интерьер ее, во-первых, не весь доступен (открыт только верхний храм), во-вторых, и тот только восстанавливается. А вот снаружи это, безусловно, одна из красивейших построек Москвы.



Церковь Иоанна Предтечи под Бором (ХV век, как и было сказано; но наличники и портал - это уже ХVII век, а барабан и "венецианский" купол, похоже, даже XVIII век).


Церковь Всех Скорбящих Радость - спокойно отношусь к классицизму, но здесь мастерство архитекторов налицо.



Церковь Воскресения в Кадашах.



и ее истинно барочный декор.


Заглянула в Лаврушинский переулок, где бываю периодически, (для немосквичей - там Третьяковка находится). Сфотографировала довольно изящную церковь Св. Николая в Толмачах (1770г, выполнена в стиле XVII века), где находится самый известный список с Владимирской иконы Божией Матери 12 века, но попасть куда можно только через галерею, а посещение музея в тот день в мои планы не входило.



Одна отрада в Лаврушинском - великолепная кованая решетка особняка Демидова (с 1770-х годов сохранилась).


Далее следовала по Большой Ордынке мимо замечательно нарядной церкви Николы в Пыжах (1672г) и непримечательной церкви Иверской иконы Божией Матери (кон. XVIIIв), откуда рукой подать до Марфо-Мариинской обители.
Так вышло, что я оказалась здесь впервые - и получила массу положительных впечатлений. Во-первых, необычная церковная архитектура эпохи модерна - не то чтобы большая редкость в наших широтах, но для Москвы с ее обилием храмов XVII, XVIII и XIX веков все-таки зрелище необычное. На Ордынку выходит фасадом совсем уж удивительная по своему внешнему облику церковь Марфы и Марии, что расположена в больничном корпусе. В отреставрированном храме Покрова Богородицы (1912г, арх. А. Щусев - он же автор мавзолея Ленина), расписанном Нестеровым и Кориным (росписи сохранились частично), послушала кусок какого-то концерта - романсы в отличном исполнении.


Церковь Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.



Больничный корпус с церковью Марфы и Марии.


Такие рельефы, сильно напоминающие резьбу Дмитриевского собора Владимира, украшают Покровский собор.


Замечательны и решетки на окнах Покровского собора - модерн, как известно, хорош деталями.


Отсюда свернула с Ордынки на Большую Полянку к превосходной церкви Григория Неокесарийского (1667-1669гг), где как раз начиналась пасхальная служба. Интерьер здесь не так хорош, но архитектура и внешний декор как церкви, так и шатровой колокольни выше всяких похвал. К сожалению, обойти это чудо кругом и осмотреть получше не выйдет - мешает высокий глухой забор (про московские заборы я уже где-то упоминала - заколебали, если честно).

Рядом находится гораздо более запущенная церковь Успения в Казачьей слободе 1695 года постройки, где также шла служба, но народу было не в пример меньше. Посмотрев немного на не восстановленный еще интерьер с остатками росписей XVIII века, решила попытать счастья и попасть в музей Тропинина, расположенный неподалеку в Щетининском переулке. Музей, к счастью, оказался открыт - здесь я и закончила свою прогулку. Вообще, музей неплохой - здесь и картин Тропинина хватает, и много работ (в основном, портретов) его менее известных современников. Конечно, после неисчислимых сокровищ Италии большинство наших художественных музеев воспринимаются несколько иначе, но, однако ж, оно свое-родное, да и эпоха совсем другая (тогда, кстати, в Италии почти ничего стоящего уже и не создавалось).



Церковь Григория Неокесарийского.


Церковь Св. вмц. Екатерины (1764-767гг) с оригинальной решеткой 1730-1731гг.


В этом классическом особняке находится музей Тропинина.


Доходный дом Ижболдина на Б. Ордынке.
Tags: Москва, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments