Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Рим: день шестой (вокруг Авентина и Латеран).

Церковь Санта-Мария-ин-Космедин построена греческими монахами, бежавшими в Рим от иконоборцев, в VIII веке - и по декору, и по атмосфере она также сильно отличается от большинства римских базилик. Интерьер церкви сохранился с XII века. Привлекают внимание резные мраморные хоры и слюдяные (!) окна. Апсидные росписи, одна из которых изображает Древо жизни, также относятся к XII веку. Самая древняя мозаика (VIII век) "Сретение" находится в бывшей сакристии, где сейчас сувенирный киоск.
К ужасной роже (она же - бывший канализационный люк), пафосно именуемой "Бокка дела Верита" (Уста Истины) стоит очередь, чтобы за 3 евро фотографироваться с рукой в пасти. Мы решили, что без такой фотографии точно обойдемся, а вот согреться нам не помешает, потому направились в ближайшее кафе пить кофе и не только его.


Церковь Санта-Мария-ин-Космедин хороша не только внутри, но и снаружи (особенно гармонично смотрится романская колокольня).

Еще церковь и окрестностиCollapse )

Придя в себя, выдвинулись к следующему объекту, пропустить который было совершенно немыслимо - удивительную церковь Сан-Клементе, выдающуюся даже по римским меркам. Дело в том, что под базиликой XII века (фасад, по римской традиции, перестроен в XVIIв) раскопаны а)церковь IV века с хорошо сохранившимися фресками VI-VIII веков, а еще уровнем ниже б)храм Митры II в н.э.
Верхняя церковь известна своими чудесными мозаиками, самая знаменитая из которых находится в апсиде и изображает Древо жизни, выросшее из Распятия и приютившее в своих ветвях множество удивительных и красочных птиц. Здесь же можно посмотреть крипту Св.Екатерины с отличными фресками Мазолино 1425 года, посвященными, естественно, житию святой.
В раскопе IV века сохранившиеся фрески на сюжеты из жития святого Климента и не только. Особенно выразительна та их них, что повествует о конфронтации святого и римского префекта Сизиния, чья жена по наущению Климента приняла обет целомудрия. В верхней части фрески скандалящего Сизиния выводят из храма (в принципе, человека можно понять - он же не знал, что имеет дело со святым). На нижней части фрески слуги Сизиния, на которых Климент предусмотрительно наслал слепоту, тащат вместо него в темницу бревно, а Сизиний (также временно ослепленный) подгоняет их словами "Тяните, сукины дети!" (и сейчас можно разобрать эту надпись: Trahite fili de puta). Это не только беспрецедентный пример бранного слова на храмовых фресках, но и чуть ли не первая надпись на вульгарной латыни, из которой, собственно, и развился итальянский язык. Здесь, к сожалению, фотографии запрещены, так что фрески у меня только в книгах.
На этом же уровне находится гробница святого Кирилла, вокруг которой развешаны благодарственные таблички от славянских народов (ибо это тот самый Кирилл, который совместно с Мефодиев изобрел азбуку своего имени).

Спустившись в митраитское святилище II века н.э. и примыкающее к нему римское казначейство I в н.э., обнаружили среди слабо освещенных коридоров под невысокими сводами алтарь с высеченным на нем Митрой, убивающим быка. Этот акт насилия, по верованиям митраитов, ознаменовал начало жизни на земле, но ее источник - кровь и семя священного животного налетели также и темные силы: их можно наблюдать на рельефе: собака кусает быка за ногу, змея слизывает кровь, а скорпион впился несчастной жертве в причинное место.

Сан-КлементеCollapse )

Проведя в этом потрясающем месте более полутора часов, поспешили на Латеран, где на площади Сан-Джованни находится бывший главный собор Рима, а значит, и всего католического мира, Сан-Джованни-ин-Латерано. Здесь же до XIV века была резиденция римских пап, но после нескольких пожаров и авиньонского пленения она пришла в запустение, так что новый дворец строили уже в Ватикане.
В XVI веке, когда папы вспомнили про Латеран, была фактически заново отстроена и базилика Сан-Джованни, ее, впрочем, достраивали потихоньку вплоть до XVIII века.
В огромном и не слишком интересном барочном храме работы Борромини от прежней базилики сохранилось мало: мозаика XIII века в апсиде, впечатляющий готический балдахин и небольшой фрагмент фрески самого Джотто.
Здесь же на площади есть еще и баптистерий IV века (тоже сильно перестроенный несколько раз, но с интересными интерьерами), а также церковь Скала-Санта, где собраны величайшие христианские реликвии: от нерукотворного образа Спасителя до пролета лестницы, по которой Иисус поднимался к Понтию Пилату. Мы, правда, все это не увидели, ибо день близился к завершению и времени нам хватило лишь на собор. Зато снаружи оставшейся от доватиканских времен капеллы Сакта-Санкторум (Святая святых) есть мозаика VIII века - остаток снесенной пиршественной зала папы Льва III (никто ее не прячет, любой запросто может подойти и поглядеть - такое, наверное, лишь в Риме возможно).


Собор Сан-Джованни-ин-Латерано в сумерках, фасад Доменико Фонтаны (1586г).

Сан-ДжованниCollapse )

Здесь решено было этот турдень завершить, ибо уже совсем стемнело, да и усталость к концу шестого дня уже поднакопилась - отдохнуть хотя бы один вечер не мешало бы.
Tags: Ит. Рим, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments