Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Одесса, день 2-ой (начало).

На следующий день, проснувшись пораньше и быстро позавтракав в отеле, отправилась на близлежащую Соборную площадь посмотреть на Спасо-Преображенский собор - главный кафедральный храм Одессы, построенный в кон. XVIII - нач.XIXвв, взорванный в 1936 году и восстановленный уже в наши дни. Честно говоря, храм малоинтересный - я вообще довольно спокойно отношусь к классицизму, а тем более, восстановленному. И вообще, церкви в Одессе не главное, тем более, их там немного.

Рядом с собором находится памятник одесскому губернатору М.С. Воронцову (1863г), который (история почти невероятная) не смогли снести большевики - потому заменили табличку "Князю М.С. Воронцову благодарные соотечественники" на знаменитую пушкинскую эпиграмму на князя ("Полумилорд, полукупец...") - на том и успокоились. Сейчас на пьедестале снова поместили оригинальную надпись - вот и получается, с одной стороны, что ссориться с поэтами себе дороже, но с другой, не будь эпиграммы, большевики, возможно, дело бы так не оставили и нашли бы способ как-нибудь ликвидировать монумент.

На углу Преображенской и Дерибассовской стоит великолепный Пассаж (1897-1899гг) архитектора Льва Володека. Он хорош как снаружи, так и внутри, где под стеклянным сводом можно лицезреть совершенно невероятное обилие декора.


Остекленный свод Пассажа.



Спасо-Преображенский собор.


памятник М.С. Воронцову (1863г).


Одесский Пассаж.


Декоративный балкончик в пассаже.


Меркурий на паровозе (скульптура на крыше Пассажа).


От Соборной площади повернула на улицу Дерибассовскую, где заслуживают внимания несколько зданий: прежде всего, Ришельевский лицей (1817г) - скучная классицистическая постройка, с которой, тем не менее, связаны имена нескольких замечательных людей (среди которых Менделеев и хирург Пирогов), в разное время учившихся и преподававших здесь. Также стоит обратить внимание на кинотеатр "Уточ-кино" - первый в Одессе (1913г), открытый братьями известного авиатора Сергея Уточкина. Рядом разбит главный городской сквер с туристической заманухой - т.н. "Утесовской скамьей" (на которую садится не стала, боясь примерзнуть, - скамья железная) и совершенно замечательными львами, привезенными сюда с бывшей дачи городского главы Маразли.



"Утесовская" скамья.


Дивный Лев.


Перекресток Дерибасовской и Гаванной улиц.


С Дерибассовской свернула на куда более интересную в архитектурном плане улицу Гаванную (от слова "гавань"), где, помимо замечательных доходных домов кон.XIX - нач.ХХ веков, можно увидеть костел Св. Петра (1913г). Мимо крутого Военного спуска вышла на интереснейшую улицу Гоголя, где сохранился дом, в котором писатель жил в 1850-1851гг (дом, причем, интересен не только этим, но и любопытными архитектурными элементами).
Здесь же нельзя не обратить внимание на превосходный "дом с атлантами" (арх. В.), ставшими неофициальным символом Одессы. Напротив стоит здание, портик которого также поддерживают атланты, но совсем иного плана.
Здесь же за лесами скрыто здание Дома ученых (1832г, перестроен в 1897г), от которого открывается вид на Сабанеев мост через Военную балку.



Улица Гаванная уходит в туман.


Сабанеев мост (1836г.)


Детали дома №51, где жил Н.В. Гоголь.


"Дом с атлантами" (1897-1899гг, арх. Л. Володек).



Атланты крупным планом.



А этот невозмутимый атлант - с дома напротив.


Дойдя по замечательной во всех отношениях улице Гоголя до сильно испорченного недавней реставрацией т.н. "шахского дворца" (1852г.) по "Тещиному" мосту (такие названия, от которых за версту веет дурновкусем, почему-то принимаемым многими за "одесский колорит", ИМХО сильно не идут той Одессе, которую мне довелось увидеть, и основательно портят репутацию этого прекрасного города) вышла на знаменитый Приморский бульвар. Первым делом побродила немного вокруг построек Воронцовского дворца (не сильно меня впечатливших, впрочем), далее отправилась вдоль пустынного бульвара по направлению к Потемкинской лестнице.
Выйдя к академическому памятнику Дюку Ришелье работы Мартоса, дошла до Екатерининской площади. Площадь выглядит великолепно даже в это время года - в окружении прямых улиц-лучей, застроенных в том же столично-имперском стиле. Отличную мозаику можно посмотреть на д. №1 по Екатерининской улице.
Вообще, если бы не название, о том что бульвар приморский, догадаться было почти невозможно: за всю прогулку не увидела ни кусочка моря, а заснеженная местами Потемкинская лестница уходила в беспросветный туман: не видно было ни морского порта, ни пирса, ни весьма немаленького здания гостиницы "Одесса" на нем. Впрочем, ехала я сюда не за морем. А вот застройка бульвара была видна превосходно - особенно выделяются здания гостиницы Лондонская и Дворца культуры моряков.



Потемкинская лестница (1837-1841гг) и памятник герцогу Ришелье (1828г).


Екатерининская площадь с памятников основательнице города (восстановлен совсем недавно).


Мозаика д.№1 по Екатерининской улице (нач. ХХв).


Гостиница "Лондонская" (1828, реконструкция 1900г).


Этот памятник А.С. Пушкину (1888г) считается одним из лучших по портретному сходству.


Продрогнув окончательно (нет, близость моря все-таки ощущалась - неприкрытые шапкой концы волос покрылись инеем), быстренько взглянула на здание Одесской городской думы и памятник Пушкину перед ним, и отправилась в местный археологический музей.
Музей оказался очень даже неплох, порадовав большим количеством артефактов с раскопок античного города Ольвия (находится недалеко от современной Одессы). Там же, впрочем, и из Пантикапея есть экспонаты, и из Тиры, и даже из Херсонеса Таврического. На нижнем уровне музея выставлено немного находок из скифских курганов, а последний зал вообще содержит неожиданно приличную древнеегипетскую коллекцию. Покинув музей, прогулку по городу продолжила, но об этом, пожалуй, напишу в следующий раз - как-то немало для одного поста получается.
Tags: Укр. Одесса, Украина, охота к перемене мест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments