Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Бессарабия, день 1-ый: Белгород-Днестровский.

На случившихся не так давно каникулах выделила пару дней на поездку из города К в Одесскую область с обычной целью: поглазеть.
Добравшись до Одессы и сдав вещи в камеру хранения, отыскала маршрутку в город Белгород-Днестровский, где и оказалась через полтора часа довольно стремной езды на приличной скорости по узкой дороге плохого качества мимо удивительно уродливых с архитектурной точки зрения прилиманных городков и поселков (на их фоне Белгород-Днестровский впечатлил еще больше).

В первую очередь, внимания в городе заслуживает, конечно, знаменитая крепость XIII-XVвв, самая большая на территории Украины, более всего известная под турецким названием Аккерман.
Крепость начали строить то ли генуэзцы, то ли молдаване, а достраивали и укрепляли уже турки. Оттого посреди гражданского двора до сих пор сохранился минарет от находившейся здесь мечети, возведенной на фундаменте христианской церкви XII-XIIIвв. Генуэзцам же приписывают постройку цитадели - небольшого, но весьма внушительного вида укрепления на гарнизонном дворе. На хозяйственном дворе можно увидеть фундаменты сооружений хозяйственного же назначения.
В некоторых местах есть возможность взобраться на крепостные стены, но долго разгуливать мне там не пришлось - ветер с Днестровского лимана, на берегу которого Аккерман и расположен, даже при жалких 5 градусах мороза и высокой влажности пробирал до костей.


Крепость Аккерман (XIII-XV вв): крепостной двор, комендантская башня и цитадель.



Гражданский двор крепости: минарет и Сторожевая башня и башня главного входа.


Башня главного входа.


Цитадель на фоне лимана.


Цитадель изнутри.


Стена, разделяющая гражданский и гарнизонный дворы крепости.


Эта башня называется "башней Пушкина" (ну ладно).


А вот эта - почему-то "башней Овидия" (хотя Овидий сюда, похоже, не доехал).


Прямо под стенами Аккермана на небольшом участке можно увидеть раскопки античного города Тира (основан выходцами из Милета в VIв до н.э., достиг расцвета в IV-IIIвв до н.э.), вернее, небольшой его части, поскольку бывший портовый район Тиры сейчас покрыт водами лимана, а на другой ее части, акрополе, собственно, построена крепость. Впрочем, античные руины перемешаны здесь с остатками средневековых зданий XIII-XIVвв. А вот музей с археологическими находками и прочими артефактами крепости оказался наглухо закрыт, несмотря на рабочий день.



Руины города Тира фоне башни главного входа.


Остатки античной круглой башни (Vв до н.э.).


Замерзнув окончательно, поспешила уйти с прибрежной территории вглубь города, тем более, что сам Белгород-Днестровский местами также довольно интересен. Сначала, впрочем, пришлось пройтись по Портовой улице, на которой находятся две старейшие культовые постройки города: греческая и армянская церкви. Греческая церковь относится к концу XIIIв или XIVв, но сильно перестроена в XIX веке, оттого на старый храм не похожа. Рядом стоит часовня местночтимого святого генуэзца Ивана Сочавского то ли XV века постройки, то ли середины XIX в. Такое значительное расхождение в датах, видимо, происходит из-за несовпадения данных в источниках, но давно вышедшее из практики сложное лучкообразное перекрытие свода свидетельствует, скорее, в пользу большей древности постройки. Читала, что до недавней реставрации в часовне сохранялись старые фрески, но сейчас весь интерьер сплошь новодельный.

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы по виду сильно аутентичнее, хотя тоже подвергалась некоторым переделкам со времени постройки (предположительно, построена греками в XIV-XVвв). Эта длинная и простая по конструкции базилика на 2/3 ушла в землю. Интересно было бы взглянуть на интерьер, но церковь оказалась закрыта наглухо. Хорошо, что сама базилика и перенесенный на ее территорию с берега лимана древний сарматский склеп (предположительно, III в н.э.) хорошо просматривался сквозь ограду.

Далее приняла решение добраться до древней подземной церкви над источником Ивана Сочавского, что в нескольких км от города в поселке Шаба. Пришлось долго идти пешком по Шабской улице (при этом встретилась с похоронной процессией - наверное, это что-то значило). Мимоходом взглянула на сохранившийся дом, в котором в 1821 году, будучи 3 дня в Аккермане, останавливался Пушкин - по-моему, там и поныне живут люди (впрочем, по сравнению с обжитой быв. церковью XII века в Великом Новгороде это цветочки).
Когда же добрела наконец до источника, усилия мои были вознаграждены: обнаружила церковь открытой! Это оказалась небольшая и крайне простая постройка XIX века над интересной формы маленькой пещерной церковью XIV века, куда нужно спуститься по крутой и узкой лестнице. Вообще, место впечатляющее и уникальное, хотя и без архитектурных изысков.

Помимо вышеперечисленного, в Белгороде есть также несколько православных храмов классицистического стиля, построенных в XIXв уже после присоединения Бессарабии к России, но такого добра и в России хватает, оттого к ним специально не ходила.


Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (XIV-XVвв).



Греческая церковь (ни на XIIIв, ни даже на XIVв не похоже).


Часовня Иоанна Сочавского (тоже с неопределенной датой постройки).


Часовня Иоанна Сочавского: интерьер после "реставрации" и тот самый лучкообразный свод.


"Сарматский" склеп (IIIв н.э.).


Оригинальной формы подземная церковь над источником Иоанна Сочавского (XIVв).


Обратный путь в Белгород оказался значительно проще - меня подобрала напрочь раздолбанная Волга, водитель которой, бесшабашный, приветливый и не менее колоритный, чем его автомобиль, молодой человек в дырявом свитере и маленькой вязаной шапочке, мигом домчал меня до центра города (вообще, быстрая езда на ретромобилях - это, видимо, в Бессарабии национальный вид спорта), категорически отказавшись при этом от всякого денежного вознаграждения.
Времени у меня практически не оставалось - очень хотелось вернуться в Одессу к началу спектакля в Оперном театре (а спектакли там начинаются почему-то в 16.00!). Однако не могла отказать себе в небольшой пробежке по центральным улицам Белгорода-Днестровского, сохранившим, несмотря на всякие исторические катаклизмы, какой-то особый бессарабский колорит - в том числе, и довольно много старой застройки.


Вот такие типовые дома:









А этот не очень типовой - сейчас здание библиотеки:




Вид на Свято-Вознесенский собор (1915-1820гг).


Немного модерна напоследок
Tags: Укр. Бессарабия, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments