Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Белоруссия, деть третий: Полоцк, Витебск.

Листая купленную в Минске книгу про Полоцк обнаружила фотографии нескольких фресок Спасского собора Спасо-Ефросиниевского монастыря. Таким вот образом я впервые узнала о том, что в Полоцке, оказывается, сохранился не только храм XII века, но и его фресковая роспись того же периода. Что характерно, один из купленных в Москве путеводителей о фресках вообще умолчал, второй же ограничился одной фразой без указания времени их создания и качества.
Естественно, посетить монастырь решено было в первую очередь. Приехав туда с утра пораньше, обнаружила нужную мне церковь закрытой. В экскурсионном бюро рядом с монастырем узнала, что храм откроют после службы, которая проходила в большом и не слишком интересном псевдовизантийском Крестовоздвиженском соборе (1893-1897гг). В целях экономии времени вернулась в центр Полоцка, чтобы немного пройти сам город. Начав с центральной площади мимо Богоявленского собора XVIII века, т.н. "домика Петра" (XVIIв), который сейчас закрыт на реставрацию, по живописной улице, идущей вдоль Западной Двины, добрела до местного краеведческого музея, что находится в приметном здании бывшей кирхи (кон. XIXв-нач. ХХв). Быстро оглядев музей, продолжила путь к Софийскому собору, ради которого в город приезжает большинство туристов. И, надо сказать, в этом они глубоко неправы - Спасо-Ефросиниевский монастырь гораздо более ценный объект со всех точек зрения.


Одна из центральных улиц Полоцка с видом на кирху и Софийский собор.



Улица Полоцка с видом на Богоявленский собор (XVIIIв).


Жилой дом ХVIIв ("домик Петра") на реставрации.


Кирха, в которой расположен краеведческий музей.


Проблема в том, что от древнего Софийского собора XI века постройки осталось очень мало, и то можно посмотреть лишь фрагментами - там. где есть раскрытия кладки стен и фресок. Древний храм рухнул в начале XVIIIв (читала, что по вине Петра I, распорядившегося хранить здесь порох, который, естественно, взорвался), а на его фундаменте архитектор Ян Глаубиц отстроил новый храм - типичный барочный костел (виленское барокко), коих не счесть на территориях бывшей Речи Посполитой. В структуру этого нового храма оказались включены остатки стен и апсиды старого собора, уцелевшие после взрыва. Ну и, разумеется, фундамент, который сейчас можно осмотреть, спустившись в подвалы Софийского собора. Осмотр ничто не затрудняет, поскольку здесь сейчас находится музей.
У меня посещение полоцкой Софии оставило не самые приятные впечатления. По сравнению с Софией киевской, где уцелели росписи XI века, но исчезла древняя архитектура (киевский храм также был перестроен - в XVII веке в стиле украинское барокко), и новгородской, где остался почти неизменным внешний облик храма, но сильно пострадал интерьер, собору в Полоцке не повезло больше всех. Про Софию константинопольскую, прототип всех перечисленных храмов, здесь умолчу - это вещи несравнимые (византийская церковная архитектура, живопись и мозаика, убеждена, так и остались в человеческой истории вершиной недосягаемой). Рядом с Софийским собором находится обширный комплекс иезуитского коллегиума XVIII века постройки.


Вот так сейчас выглядит Софиский собор в Полоцке.



Она же с восточного фасада (барокко во всем его великолепии).


Раскрытия кладки стен и остатков фресок храма 1044-1066 годов.


А это интерьер собора XVIII века.


Хотя время уже поджимало (на этот же день был намечен отъезд в Витебск), вернулась в Спасо-Ефросиниевский монастырь, где, слава Богу, Спасская церковь была уже открыта для посещения. Храм действующий, оттого фотографировать внутри нельзя. Архитектура церкви не слишком впечатляющая, но ее фрески выше всяких похвал - только ради них уже стоит приехать в Полоцк. Храм построен и расписан по заказу св. Ефросинии, которая была из полоцкого княжеского рода, имевшего семейные связи с византийскими императорами, поэтому здесь работали, скорее всего, греческие мастера, хотя участие местных также возможно. Традиция фресковой росписи, конечно же, чисто византийская (да своей в то время в русских землях и не было), что видно, например, по ликам святых - слишком уж "греческим" по типу. В XIX веке фрески Спасского собора, по печальной традиции того времени, были записаны росписями масляной краской. Сейчас большую часть древних фресок раскрыли, кое-где масляная краска осыпалась сама. Но в притворе несколько фрагментов живописи XIX века еще осталось. Судя по книжным иллюстрациям, очень хороши фрески келий Ефросинии и ее сестры, но подняться в них сейчас нельзя.



Крестовоздвиженский собор (кон. XIX в) и Спасская церковь (XIIв).


Древняя Спасская церковь (XIIв).

А это фрески Спасской церкви (фотографии не мои, взяты из интернета):






Изображение святой (вот что я имела в виду под "ликами греческого типа").


Покинув монастырь, поспешила на ж/д вокзал, откуда ходят маршрутки до Витебска. Ехать около 2-х часов. Кстати, на маршрутках в Белоруссии, в отличие от России и Украины, ездить не страшно, поскольку их водители здесь весьма аккуратны и вежливы на дороге.

По Витебску ввиду наступающих сумерек пришлось передвигаться быстро. Сначала съездила в центр города, где можно увидеть ратушу (1775г), Воскресенская церковь (1772г, взорвана в 1936г, сейчас восстановлена), Успенский кафедральный собор (XVIIIв., также взорван в 1937г и сейчас восстановлен) и пройтись по откровенно туристического вида старому центру. Недалеко отсюда располагается Благовещенская церковь аж XII века постройки (по виду, кстати, очень новгородская), но после Полоцка впечатляет она не сильно.

Перейдя Зап. Двину по красивому мосту, можно попасть в привокзальную часть города, где частично сохранилась старая застройка - особенно много ее на ул. Революционной, Покровской и т.п. Здесь можно увидеть руинированную хоральную синагогу (одну из 3-х, существовавших в Витебске до революции), от которой остались лишь стены, а также зайти в мемориальный дом-музей Марка Шагала, расположенный в доме, построенном отцом художника. Вообще, прогулка по этому району хотя и проходила почти в кромешной тьме при очень слабом уличном освещении, оказалась самым интересным из витебских впечатлений. По ее окончании вернулась в центр, поскольку пригодное для ужина кафе смогла найти лишь там. Заглотив традиционную порцию драников под бокал пива, поехала на вокзал, где и села на московский поезд, который благополучно к утру следующего дня довез меня домой.



Ратуша (1775г).


Вид на пл. Свободы и Воскресенскую церковь (восстановлена).


Благовещенская церковь (XIIв), на которой местами раскрыта древняя кладка.


Застройка кон. XIXв - нач. ХХ в на ул. Революционной.


Руины Большой Любавичской синагоги (1872г) - в сумерках, уж как вышло.


А на этом нечетком снимке - мемориальный дом-музей Марка Шагала.
Tags: Белор. Витебская область, Белоруссия, охота к перемене мест
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments