Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Александров.

После некоторого перерыва на зиму и заграницу, вернулась к поездкам по сопредельным Москве примечательным местам.
В вербное воскресенье выбрались с ОВ в Александров. Туда и обратно ввиду начинающихся сезонных пробок от греха подальше добирались на электричке - 2 часа в один конец, зато гарантировано не больше.
В Александрове я как-то уже бывала, но одно дело путешествовать в составе тургруппы, другое дело с ОВ :)

Собственно, благодаря раскопанной ОВ в музейном магазине книге замечательного автора Вольфганга Кавельмахера, одного из виднейших исследователей данного комплекса, удалось узнать о государевом подворье массу любопытного, чего ни один экскурсовод не расскажет.
Долгое время считалось, что Кремль в Алексанрове был построен во времена Ивана IV (оно и понятно, поскольку Александрова слобода была столицей Московского царства 17 лет именно при нем), оттого и отношение исследователей к его архитектуре было крайне снисходительным - как к чему-то архаичному, устаревшему для 2-ой половины XVI века. Кавельмахеру же удалось выяснить и, что немаловажно, доказать, что комплекс построек царского подворья в Александрове был создан в начале XVI века при Великом князе Василии III. Строительством руководили итальянцы, судя по всему, те, что незадолго до этого закончили работы по сооружению дворца в московском Кремле.
Более того, логика этого комплекса в Александрове обусловлена еще одним соседством - с Троице-Сергиевым монастырем. Собственно, оттого главный собор Александровой слободы, который начинал строится как Троицкий (архитектурно, кстати, являющийся репликой Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря), освящен был в 1513 году как Покровский (князь со двором как раз успевал, отметив Троицу в Троице-Сергиевом монастыре, за пару дней к Покрову добраться до Александрова). Собор был расписан в 70-х годах XVI века интереснейшими фресками в основном "богородичной" тематики. Замечательны также западный резной портал собора и пара древних врат: Васильевские (золочение по меди) и Тверские (медные пластины на деревянном каркасе с процарапанным на одной из створок изображением Ветхозаветной Троицы), происхождением из Великого Новгорода - про каждые из врат в книге Кавельмахера есть отдельная статья, и это на самом деле преинтереснейшие исследования.

Как Троицкая в слободе была освящена другая - домовая - церковь Великого князя, столпообразное шатровое сооружение (сейчас музей), чей прекрасной "фряжской" работы портал был в свое время раскрыт Кавельмахером и сейчас привлекает неизменное внимание посетителей музея. Отличается домовая церковь также росписью шатра (2-ая половина XVIв) - кстати, других расписанных древних шатров, кажется, мне видеть не приходилось - а здесь подумала, что ведь обычный канон росписи купольного храма здесь сильно модифицирован - в силу иного архитектурного объема. В свое время, похоже, для шатров также существовал свой канон, однако в связи с прекращением строительства церквей этого типа в XVII веке, он утратил свою актуальность. А вообще жаль, что эпоха шатрового зодчества на Руси (как считают многие, наш ответ господствовавшей тогда в Европе на протяжении уже многих веков, готике) длилась недолго (с нач. XVI по сер.XVII вв) и образцов ее сохранилось не так много - мне шатры всегда очень нравились.

В XVII веке после создания на месте заброшенного царского подворья женского Успенского монастыря обе церкви были переосвящены - причем Покровская в Троицкую и наоборот. Так что в наши дни главный собор слободы - Троицкий, а домовую церковь (ныне музей) именуют Покровской, что привело, кстати, на начальном этапе исследований царского подворья к большой путанице.



Троицкий (быв. Покровский) собор (1513 г).

Внутри этого действующего собора фотографировать, понятное дело, нельзя. Но времени на разглядывание его фресок и древних ворот мы потратили достаточно и, несмотря на немалое количество народу внутри, получили немало положительных впечатлений.


Покровская (быв. Троицкая) церковь XVI века и монастырские палаты XVII века.


Роспись шатра Покровской церкви (кон. XVI века).


Портал Покровской церкви (нач. XVI века).


Самым высоким сооружением слободы является Распятская церковь-колокольня, построенная во 2-ой половине XVI века вокруг прежней (нач. XVI века) столпообразной купольной церкви Петра-Митрополита: древняя церковь фактически сохранилась внутри более новой. К Распятской церкви в конце XVII века пристроили палаты, где провела остаток своей жизни после пострижения в монахини сводная сестра Петра I Марфа: там внутри сейчас небольшой музей с остатками росписи на стенах, предметами мебели (в т.ч. и мемориальной) и изразцовыми печами XVII века.



Распятская церковь-колокольня (1570-е гг) и Марфины палаты (XVIIв).


В противоположном углу подворья находится Успенская церковь (сейчас музей иконописи), также датированная началом XVI века. Это был однокупольный домовый храм Великой княгини, постройки ее двора располагались вокруг этого храма. Кавельмахер раскрыл красивый портал Успенской церкви со стороны древнего гульбища (также сохранилось в перестроенном виде и также местами раскрыто Кавельмахером).



Успенская церковь (XVIв, пристройки XVIIв).


Раскрытый портал Успенской церкви (XVIв).


И напоследок панорама Александровского Кремля от реки Серой.


А здесь можно прочитать труды В.Кавельмахера о памятниках Александровой слободы и не только:

http://www.kawelmacher.ru/
Tags: Влад. Александровский район, Владимирская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment