Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Я всегда ощущаю себя немножко уродом, когда речь заходит о Мастере и Маргарите. Если честно, то я, в отличии от других произведений Булгакова, этот роман не люблю: меня не восхищают проделки Воланда и Ко, не вызывает особого доверия любовь Мастера и Маргариты. Разве что пилатовские главы (впрочем, в идейном смысле ничего нового), но и те, по сути, кощунство. Вобщем, не люблю и восторга многих разделить не могу.
А вот дьякон Андрей Кураев роман этот любит. И понятно его стемление прочесть Мастера с позиций православного христианина и путем порой весьма спорных интерпретаций вынести некий "оправдательный приговор" автору. Однако, несмотря на наличиев книге Кураева "М и М: за Христа или против" многих притянутых за уши моментов, не могу не разделить одной (надеюсь, краеугольной) его точки зрения, а именно полного неприятия (и последующей за ним попытки опровержения) тезиса о зле как непременном условии добра.
Если честно, очень заколебало весьма часто встречающееся в нынешних расхристанных постмодернизмом людях этакое пантеисткое представление о морали. Удивляет и раздражает пиитет который многие вдруг стали питать к той самой силе, что вечно замышляет зло, но творит благо. Кураев весьма резонно задает вопрос, а что это за благо такое она творит и благо ли это. Ну и Канта сюда - впрочем, весьма кстати.
Осторожней, вобщем, надо бы с моралью, ибо мораль в том виде, в каком она многие века существует в христианской культуре, уверена, по сути своей недиалектична - то есть никаких там единства и борьбы, а всего лишь один и очень определенный выбор между.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments