Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Была у меня как-то знакомая, пережившая в свое время душанбинские события и принадлежавшая к семье, вовлеченной во все таджикские политические перипетии. Однажды она сказала: никогда не верь, если говорят, что какие-либо события на Востоке вызваны политическими, социальными или даже религиозными разногласиями. Потому как главная причина всегда одна - межэтнические противоречия.

Боюсь, что до тех пор, пока Западные страны (да и Россия тоже) не осознАют этот простой факт, они так и будут с завидной регулярностью наступать на одни и те же средневосточные (за это-то могу поручиться) грабли.

Логично предположить, что законы социально-политической жизни общества определяются во многом типом самоидентификации его членов. В исторической ретроспективе можно выстроить некую эволюционную теорию самоидентификаций (хотя я бы поостереглась употреблять здесь производные от понятия "прогресс") - семейно-клановая, этничекая, религиозная, национальная, социальная, культурная и т.п. (примерно где-то так).
Тем не менее, полагаю, что общество, базирующееся на самоидентификации более высокого уровня (то бишь более поздней по времени возникновения), способно понять и все предыдущие модели тоже, но только если по прошествии значительного промежутка времени или серьезных социально-культурных потрясений они окончательно не исчезли из его исторической памяти.
Собственно говоря, именно это мы сейчас и наблюдаем - сколько ни читай западный человек Леви Стосса с Леви Брюлем, он не сможет вернуться к мировосприятию по типу "митгард - утгард"*

Существует два выхода из сложившейся ситуации: либо приглашать на должности консультантов по ключевым вопросам региональной политики выходцев из этих же регионов, либо интенсивно развивать собственное практическое регионоведение с целью активно пользовать его плоды (!). В первом случае трудно быть уверенным в лояльности собственных консультантов, второй же требует не только последовательности и политической воли, но и определенной психологической готовности тоже.
_________________________________________
*Здесь можно вспомнить проявления типа "коренные - понаехавшие". Но они скорее, относятся к явлениям рецидивным, которые можно было бы назвать локальной (национальной, религиозной) ксенофобией второй интенции (поскольку второй интенции причины, ее породившие). Тем более, что в повседневном поведении человека подобные якобы убеждения обычно уходят на второй план и решающей роли не играют.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments