Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Архангельская область (БПО): Каргополь (музеи)

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей размещается в нескольких зданиях, причем, большинство из них – местные храмы. Так, музею принадлежит Благовещенская церковь (внутри вроде бы никакой экспозиции нет) и колокольня, на которую можно подняться, купив предварительно билет. Но основные экспозиции размещены в трех зданиях:

1. В Христорождественском соборе, где на верхнем этаже можно увидеть небольшую экспозицию расписных «небес», перенесенных сюда из деревянных храмов района, часто уже несуществующих, и «родной» иконостас XVIIIв работы артели Богданова-Карбатовского, а также остатки фрески XVIIв, что вообще редкость для местных храмов.
На нижнем этаже собора размещается интереснейшая постоянная выставка «Шестой день творения», на которой выставлены великолепные образцы расписных «небес» Каргополья – от самых древних образцов середины XVIIIв до нач.ХХв. Понятно, что «небеса» более целостно и эффектно выглядят в церкви на своем первоначальном месте. Но нужно иметь в виду, что перенос части из них в музей из заброшенных и разрушающихся храмов, часто стоящих без присмотра в глухих труднодоступных местах, помог многим расписным доскам лучше сохраниться или вообще избежать гибели (так, например, «небо» Покрово-Власьевской церкви в Лядинах сгорело в пожаре вместе с церковью). Кроме того, здесь в музее их точно увидит больше народу, поскольку далеко не все гости города могут добраться по ужасным, как правило, дорогам до отдаленных окрестных деревень.



Вход в верхний храм уже многообещающий.


Иконостас Христорождественского собора (1770-е гг) работы артели И.Богданова-Карбатовского.


Рука, "держащая" паникадило - одна из необычных деталей верхнего храма.


Какие-то остатки "небес" есть и здесь. Но основная экспозиция в нижней церкви.



Фрагмент "небес" Георгиевской часовни из деревни Низ (XVIIIв): изгнание из Рая и убийство Авеля Каином.



Грани "небес" Георгиевской часовни из деревни Низ (XVIIIв).


Оттуда же: Распятие и сцены из Сотворения мира.


оттуда же: эпизоды из истории Лота, Троица у Авраама, Жертвоприношение Авраама.


Грехопадение. У льва морда совершенно фантастическая :)


Смерть Моисея, на правой - какая-то битва, точнее не помню.


Всемирный потоп и получение скрижалей Моисеем.


Слева вроде притча о первородстве, справа - переход Моисея через море.


Вдоль стены установлены грани "небес" из церкви Рождества Богородицы из села Большая Шалга (угловые фрагменты остались на месте - их можно увидеть в первом посте этой серии).


Оттуда же: архангел Уриил и Распятие.


оттуда же: евангелисты Иоанн и Марк - здесь без животных.


И еще они же: архангелы Рафаил с Товием и Варахиил.


"Небо" из неизвестной часовни села Ошевенское.


Оттуда же: примирение Иакова с Исаком, О работе египетской.


И еще оттуда же: художник все очень внятно подписал :)

И совсем другая живопись - "небеса" из Никольской церкви села Ловзанга (1888-1889гг), выполненные по иллюстрациям к Библии Юлиуса Шнорра. Художник П.Булатов практически в точности повторил оригинал, но проявил отличный вкус в выборе цветовой гаммы:


Изгнание из Рая.


Воскрешение Лазаря.


Жертвоприношение Каина и Авеля.


Самоубийство Иуды.


Грехопадение.


Жертвоприношение Авраама.


Вознесение Илии в огненной колеснице на небо.


Суд Соломона.



Грань "небес" из Никольской церкви села Ловзанга (1888-1889гг), выполненная по иллюстрациям к Библии Юлиуса Шнорра, которые в виду фотолитографированных копий широко разошлись в то время по России. Это Избиение младенцев. Просто попытайтесь представить, как это "небо" выглядело собранным на своем первоначальном месте!

2. Небольшая, но крайне любопытная экспозиция местной иконы и религиозной деревянной скульптуры размещена в Зосимо-Савватиевской церкви (1819г), что стоит на некотором отдалении от центра города. Иконы представлены начиная с XVIв (именно они как раз и показались мне самыми интересными – очень своеобычная манера письма, надо сказать), а скульптура, в основном, XVIII-XIXвв. В принципе, круглая скульптура православной церковью не поощрялась (считалось, что это больше свойственно католикам), но для северных земель, где вопрос обращения в христианство местных фино-угорских племен был актуален довольно долго, делалось некоторое послабление: скульптура в миссионерском деле здесь была более эффективным инструментом благодаря большей наглядности и соответствию местной религиозной и художественной традиции.


Рождество Богородицы (IIпол. XVIв) - одна из самых интересных икон экспозиции.



Преображение XVIв тоже очень своеобычное.


Замечательная Одигитрия из Саунино (кон.XVI - нач.XVIIвв).


Св. Георгий (XVIIв).


Спас оплечный XVIIIв.


Модест и Власий (Iпол. XVIIIв) - покровители скота и очень популярные святые в северных землях.


Фрагмент иконы со сценами из жития святых и милейшими животными.


Святые Параскева, Антипа и Анастасия (кон. XVIIв) тоже из Саунино.


Святые Борис и Глеб (XVIIв) оттуда же.


Клейма иконы - сцены из жития Флора и Лавра (XVIIв).


Крест запрестольный (XIXв). Вообще, судя по каталогу, собрание резных рельефных крестов в музее большая, но мы видели только этот не самый интересный экземпляр. Где находятся все остальные, не знаю.


Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1819г) - типичный классицизм.

А вот и деревянная резная икона и скульптура:


Никола Можайский в киоте (кон.XVI - нач.XVIIвв).


И еще один Никола Можайский с реликварием (кон.XVI - нач.XVIIвв).


Евангелист Матфей (XIXв) из Луговского погоста.


Христос в темнице (XIXв).


Еще один Христос в темнице (XIXв).



Лица таких скульптур часто напоминают местный этнический тип. Да и вряд ли израильтянин Иисус мог быть голубоглазым.

3. В отдельном особняке размещены экспозиции, посвященные местной народной культуре: костюму, промыслам (золотое шитье, каргопольская вышивка, каргопольская игрушка), быту (расписные прялки и предметы мебели). Все это, если верить каталогу, крайне интересно, но мы, к сожалению, именно эту часть музея не посетили - не выкроили время в плотном графике экскурсий. Впрочем, если в Каргополь еще предстоит вернуться, будет чем заняться и в городе.

4. Помимо всего перечисленного, музей отвечает также за храмы в Саунино и в Лядинах, но о первом я уже рассказывала, а от вторых мало что осталось.

В Каргополе также вполне успешно, судя по рассказам, функционирует центр народных ремесел «Берегиня», которые не только проводит экскурсии и мастер-классы, но и вполне активно организует досуг и местных жителей, в первую очередь, детей. Мы, к сожалению, посетить этот центр также не успели – задержались на осмотре каргопольских окрестностей.

Кроме всего вышеупомянутого в городе есть также частный музей семейства Шевелевых, все члены которого активно занимаются местными народными промыслами и прочей художественной деятельностью: от лепки каргопольской игрушки до живописи и т.п. Здесь мы послушали довольно интересную экскурсию, а также имели возможность купить книги и сувениры.



Каргопольская игрушка отличается рядом традиционных форм.


Вот такими двухголовыми коньками, например.


Полкан (каргопольский кентавр) - форма, изобретенная самой известной мастерицей - Ульяной Бабкиной, благодаря которой промысел вообще сохранился: она долгое время была единственной хранительницей традиции, никогда не прекращавшей лепить игрушку.


Игрушки, обожженные в печи, на фоне фотографии Ульяны Бабкиной.


Это старые образцы каргопольской игрушки - собственно, так бледно она в оригинале и выглядела - у деревенских мастеров обычно не было покупных ярких синтетических красок, пользовались сотней "оттенков серого" - разведенной сажей и цветными глинами.


Расписные прялки.


Каргопольское шитье.


Как видите, музейная (а значит, и культурная) жизнь Каргополя довольно насыщенная - не всякий более крупный город может похвастать чем-то подобным. Музеи не пустуют, несмотря на все традиционные для этой отрасли проблемы, в них, судя по всему, ведется вполне активная научная работа, и в этом плане за каргополов можно только порадоваться. Как и за приезжающих сюда туристов, имеющих благодаря налаженному музейному делу прекрасную возможность ознакомиться со всем богатством и разнообразием местных культурных традиций, искусства, ремесел и промыслов.
Tags: Архангельская область, Большая Поонежская экспедиция, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Поонежская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments