Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Архангельская область (БПО): окрестности Каргополя (часть 2)

Второй день экспедиции, начавшийся и закончившийся описанной ранее поездкой Саунино, продолжился небольшой остановкой в деревне Поздышевская, где наша компания прогулялась до озера, связанного с именем местночтимого святого Александра Ошевенского. Озеро примечательно святым источником и (что гораздо интересней) традиционными лодками-долбленками, на которые некоторые члены экспедиции даже успели поплавать.
Собственно, большую часть этого дня мы провели в путешествии по Ошевенску, который представляет из себя т.н. куст деревень, каждая из которых имеет отдельное название, а часто и не одно. Столь сложная и запутанная топонимика, связанная с особенностями заселения здешних мест русскими, для Русского Севера дело обычное, но для человека, незнакомого с местными реалиями, особенно, путешествующего самостоятельно, может создать определенные проблемы с ориентированием на местности.

Следующая остановка получилась значительно длиннее – нам предстояло преодолеть 3 км в одну сторону до бывшей деревни Грихневская, где на большой лесной поляне стоит покосившаяся слегка часовня Михаила Архангела (XIXв). Идти пришлось по лесной дороге через лужи и грязь - а я, как назло, отнеслась к вопросу выбора обуви в поездку крайне легкомысленно.



Камень со "следом" Александра Ошевенского.


Памятный знак на месте бывшей часовни.


Традиционные для севера деревянные мостки ведут к часовне над источником.


Лодки-долбленки на Святом озере - делаются из двух цельных бревен.


Святой источник, из которого все пили, но окунаться никто не стал - в купальне обнаружились лягушки :)


Святое озеро невелико и очень живописно.


Часовня св. Михаила в Грихневской (I пол. XIXв).


Рядом с которой растет большая ель - не редкость для северных погостов.


Крест на колокольне, увенчанной почти классицистическим шпилем.


Подзор здесь не расписан, но красиво украшен резьбой (деревня Река).


Традиционная изба на высоком подклете оттуда же.


Мост на ряжах (срубах, заполненных валунами) через реку Чурьега - традиционный для этих мест, но сейчас редкое явление.


Церковь вмч. Георгия в деревне Река (1895г) на берегу реки Чурьега. На севере красивы и большие, и малые реки.


Снова Георгиевская церковь и громадная ель.


Шатер колокольни и купол каменной церкви вмч. Георгия - деревянные, хоть главки и крыты железом.


Дальше последовало большое количество коротких остановок по пути:

Зашли ненадолго в Александро-Ошевенский монастырь с восстанавливаемой оградой с башенками и надвратной церковью (XIXв) и руинами красивого некогда Успенского храма (1707г). Обратите внимание, какая свежая трава - как в наших краях в мае (вот что значит холодное лето).





Башенки и восстанавливаемая ограда.


Успенская церковь (1707г) полуразрушена.


Тем не менее, на колокольню здесь вполне можно влезть и осмотреть окрестности - вдали видна Богоявленская церковь (1787г) и колокольня в соседней деревне Погост.


Часовня Николая Чудотворца (XIXв) с оригинальной яйцевидной крышей снималась из окна.


Обедали в этот день в традиционном северном стиле – в гостевом доме местной жительницы Антонины, которую здесь называют мамой Тоней. Пища была обильной и вкусной, хотя и достаточно простой. Заодно получили небольшую порцию этнографии: хозяйка не просто кормит туристов, но и разыгрывает своего рода фольклорное мини-представление, причем делает это настолько хорошо, что некоторые не слишком искушенные персоны вполне могут принять его за чистую монету :) Впрочем, верить или нет – личное дело каждого, в любом случае, никто из нас не ушел отсюда голодным или разочарованным - я, например, ужинать в этот день уже не пошла :)
За обедом по очереди нам подали щи, вареную яичницу и пшенную кашу (которую я обычно не ем, но эта из печки была совершенно замечательная), а также рыбник – домашний хлеб с запеченной в нем щукой. Запивается все это либо заваренным иван-чаем либо молоком. На десерт подавались пироги: манник, сметанник и шанешки (блинный пирог).


Но не только за пищей телесной приехали мы в Погост: рядом с гостевым домом находится интересный двойник с Благовещенской церковью (1787г) с трапезной и шатровой колокольней. Для своего времени формы Благовещенского храма весьма архаичны - вероятно, она построена по образу более древней церкви, стоявшей здесь.



У Благовещенской церкви весьма обширные прирубы. Внутри, говорят, сохранилось "небо", но мы, к сожалению, внутрь не попали - не нашли ключ.

И немного фото с обеда и Антонины:

Это рыбник со щукой.


Пшенная каша и вареная яичница из печи.


Манник, сметанник и шанежки - блины, пересыпанные толокном.


В деревне Ширяиха сохранился внушительный купеческий особняк XIXв, а также несколько изб с расписными подзорами (свесами кровли) – характерным для этих мест способом украшения жилища. Эти расписные доски в свое время активно расходились по частным коллекциям, многие из них поновлены или созданы уже в наше время, но все равно до сих пор во многих деревнях еще попадаются образцы старых росписей. Нам по пути попадались все больше цветы, но мотивы такой живописи куда более разнообразны – хорошее представление о них можно получить, ознакомившись со страничкой Николая Телегина (вот, например, ссылка на его фотоальбом с росписями подзоров: http://vk.com/album158450878_219311070), который, как нам рассказывали специально путешествует по Северу в поисках расписных изб.



У одного из таких старых подзоров мы сделали небольшую остановку - наверное, это все-таки уже нач.ХХв, хотя что-то и от XIXв могло дойти при должном уходе.


Вот он в некотором приближении.


Роспись заходит также на фасад.


Ширяиха. Каменный дом купца Ушакова (XIXв).


Железный балкончик сохранился в оригинальном виде.


Как и решетка на крыше.


Здесь же нам удалось увидеть, как собирают на новом месте сруб из старых бревен.


Бревна перед разборкой нумеруют.


Колодец, конечно, тоже деревянный.


Часовня св. Георгия Победоносца из деревни Низ (кон. XVIII-нач.XIXвв).


Шатер и перекрытие звонницы.


Часовня Илии Пророка в деревне Большой Халуй - пример восстановленного деревянного храма XVIIIв. Внутри, пишут, сохранилось "небо", но информация непроверенная.


Озадки (пристроенные хозяйственные помещения) многих северных домов сейчас разобраны, но у этой избы из деревни Большой Халуй он сохранился.


А спешили мы в Архангело (Шелоховскую), где стоит впечатляющий ансамбль из двух храмов: единственной сохранившейся кубоватой церкви Михаила Архангела (1715г), увенчанной широким барабаном с пятью главками, и заброшенной Сретенской церкви (1803г). Свод Михайловского храма перекрыт расписным «небом», которое считается чуть ли не лучшим образцом стиля в окрестностях Каргополя. И правда, живопись здесь довольно высокого качества, и сохранность очень хорошая. К тому же, это были первые увиденные мною вживую «небеса», так что впечатление получилось достаточно сильным.

Из Архангело вдоль берега красивейшей северной реки Онеги направились в Троицу – еще один куст деревень на севере Каргопольского района. Здесь посмотрели руины двух каменных церквей Троицкой (1744г) и Христорождественской (1799), деревянную Никольскую церковь (1865-1866гг) и несколько старых изб с расписными подзорами и т.н. «солнышками» - декоративными резными свечами конька крыши.

Закончили же программу дня у Никольской церкви (1670г) в деревне Волосово, которая, хоть и памятник федерального значения, по небрежению утратила свой шатер еще в 1970-е годы и так и стоит с тех пор обезглавленная.


Архангело: Сретенская (1803г) и Михайловская (1715г) церкви. Последняя называется кубоватой именно из-за формы своего купола - в виде куба.



Они же с другого ракурса.


Повалившийся крест - к сожалению, довольно частое явление для местных храмов. Как пояснил руководитель нашей экспедиции, сам принимавший участие во многих восстановительных работах, поднять крест - технологически довольно сложная операция, потому на нее у волонтеров обычно не остается ни сил, ни времени, ни средств.


Расписное "небо" Михайловского храма (кон. XVIIIв). Композиция вполне традиционная: Христос в центре, архангелы, евангелисты и ангелы по углам.


В центре "неба" - Христос.


Архангел Рафаил с Товием, евангелист Иоанн Богослов и архангел Михаил.


Вот такого страшного Антихриста побеждает архангел Михаил.


Распятие с Богородицей и Иоанном Богословом.


Ангел Господень и евангелист Марк, в углу ангел Апокалипсиса.


Еще одно изображение Христа.


Красивый дом с сохранившимся озадком и расписным подзором XIXв (если не ошибаюсь).


Подзор поближе.


Цветы здесь выписаны очень тонко.


Подзоры и фронтоны продолжают расписывать и сейчас - традиция жива :)


Дом стоит на живописном берегу реки Онега, с которой мы встретимся еще не единожды.


Еще один красивый расписной фронтон с т.н. "солнышком".


И красиво написанным вьюнком на подзорах.


Сам дом тоже хорош.


Еще одно старинное "солнышко".


А это современный вариант.


Церковь Николая Чудотворца (1865-1866гг) в д. Троица, к сожалению, поражена грибком.


Неподалеку сохранился комплекс из двух полуразрушенных каменных церквей: Троицкой (1744г, на фото) и Христорождественской (1799г).


Никольская церковь в д.Волосово (1670г).


И снова дом с красиво оформленным свесом в виде "солнышка".
Tags: Архангельская область, Большая Поонежская экспедиция, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Поонежская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments